ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ПЕРМСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Инновация вовсе не означает изобретать каждый раз колесо; инновация может означать совершенно новый взгляд на давно всем известное.

                                                                                          Эстер Лаудер

 

В соответствии с принятой концепцией инновационного развития единого образовательного пространства в Пермском СВУ предполагается сформировать современную образовательную систему с характеристиками открытости, гибкости, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования суворовцев в течение всего периода обучения. Эта система представляет собой единство образовательных, технологических, организационных и экономических инноваций.

Использование новых технологий в образовательном процессе приводит к тому, что развиваются новые педагогические методы и средства и новая образовательная среда. Тогда становится очевидным, что основная ответственность в создании инновационных продуктов возлагается на преподавательский состав и методическое сообщество.

Инновационная деятельность педагога становится реальностью, а не утопией только при соблюдении определенных условий:

— понимания педагогом изменений самого себя как основы инновационного поведения;

— развития инновационного потенциала педагогического коллектива на основе согласования ценностей, целей, смыслов, содержания педагогической деятельности и направленности всего профессионального педагогического сообщества на изменения в образовании;

— преодоления рисков и ограничений инновационной педагогической деятельности на основе как организационно-управленческих решений, так и на основе работы методических служб.

Соблюдение упомянутых требований предполагает наличие системы управления, предназначенной как для минимизации различного рода негативных воздействий внутри и снаружи образовательного пространства, так и для координации и систематизации усилий коллектива училища в решении инновационных задач. Таким образом, управление инновационной деятельностью педагога направлено на интеграцию достижений педагогической науки и практики в образовательном процессе и повышения качества образовательного процесса в соответствии с динамично изменяющимися требованиями к образовательным результатам суворовцев.

Управление инновациями, компоненты управления

Функционирование училища в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности происходящих процессов. Данные механизмы призваны выполнять всесторонний анализ организации образовательного процесса в режиме инноваций и разработки рекомендаций по его дальнейшему развитию.

Особое место в организации инновационной деятельности отводится созданию механизмов управления. Под управлением инновационной деятельностью понимается целеустремлённые действия, направленные на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития училища.

К составляющим управления относятся:

— учёт и систематизация инновационной деятельности, которые предполагают стартовую экспертную оценку инновационного опыта;

— разработка нормативной базы реализации педагогических инноваций;

— разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций;

— организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.

При организации мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности задача состоит в том, чтобы создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение педагогического опыта:

— организация проведения профессиональных конкурсов;

— организация проведения методических конференций;

— организация участия в конкурсах педагогического мастерства различных уровней;

— систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности;

— проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций;

— систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности в форме публикаций, выступлений, открытых мероприятий, творческих отчетов, мастер-классов.

Результатом инновационной деятельности педагога является позитивный педагогический опыт. И наиболее важным этапом управления инновациями становится управленческое решение об изучении, распространении и внедрении этого опыта.

Главными условиями эффективности управления инновационными процессами являются:

— общая цель;

— нормативная база инновационной деятельности;

— высокая компетентность руководителя, владеющего технологией развивающего управления;

— построение межличностных, профессиональных отношений на гуманистических, демократических началах;

— единые критерии оценки инновации, система стимулирования педагогов к инновационной деятельности.

Ключевым моментом в организации инновационной деятельности является выявление, изучение и оценка эффективности, проводимых в рамках инновационной деятельности, мероприятий. Решение данной задачи возможно через организацию и проведение мониторинга и анализа качества образовательного процесса, ориентированных на информационное обеспечение управления и позволяющих судить о состоянии объекта в любой момент времени, может обеспечить прогноз его развития и своевременно принять управленческие решения.

Мониторинг должен носить комплексный характер, обеспечивая выявление и оценку результативности деятельности училища в режиме инноваций и отвечать на вопросы: какие данные в ходе мониторинга предполагается получить? Как можно выявить эти данные? Каким образом использовать полученные результаты?

Оценить эффективность инноваций невозможно без четких критериев выбора параметров, которые позволяют получить достоверный вывод о том, что эффективно, а что нет.

Критерии оценки ожидаемых результатов инноваций – важнейший и обязательный компонент. Наиболее распространенным и позволяющим получить приемлемые результаты оценки качества процесса является критерий, определяемый соотношением «цена – качество». Обычно он выражается через ряд показателей, в отношении которых выдвигается ряд требований:

диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

достоверность – «достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми;

валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить наблюдатель;

комплексность – возможность через совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния объекта управления;

нейтральность – устойчивость к воздействиям на исследуемые процессы.

            В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса на основе современных информационных технологий, где в качестве источников информации используются электронные и сетевые технологии все чаще переходит из раздела инноваций в рутинную повседневную деятельность. При этом Пермское СВУ, анонсированное как имеющее научно-технический профиль, нуждается в значительном переформатировании образовательного процесса, когда на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решений. В этом случае разработка и создание единого информационного пространства в училище является лишь одним из инструментов обеспечения учащимися своей индивидуальной образовательной траектории.

В связи с этим перед лабораторией стоит цель:

Формирование образовательной среды училища, в которой информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством доставки инновационных образовательных технологий до потребителя и обеспечивают неразрывную связь всех участников образовательного процесса для повышения его качества и эффективного управления, создание учреждения «открытого информационного типа».

Для достижения этой цели определены задачи:

  1. Создание информационной образовательной среды училища в целях формирования ключевых компетенций, способствующих повышению качества образования и успешной социализации личности суворовца;
  2. Обеспечение образовательного процесса современными средствами вычислительной техники, лицензионным программным обеспечением, также средствами доступа к глобальной информационной сети Интернет;
  3. Мониторинг, анализ, моделирование, прогнозирование и поддержка управленческих решений по поиску, адаптации и внедрению инновационных образовательных технологий в интересах непрерывного профессионального образования педагогов.

Для решения данных задач на этапе становления училища проводятся следующие мероприятия:

  1. Технологические:

— ввод в эксплуатацию поставленного в рамках государственного контракта оборудования;

— первичный учет объектов основных средств;

— создание, программно-аппаратное обеспечение и администрирование официального сайта училища;

— программно-аппаратное обеспечение и администрирование системы «LMS-Школа»;

— программно-аппаратное обеспечение и администрирование внутреннего почтового сервера;

— создание и обеспечение функционирования медиа-центр училища в составе телевизионной студии, редакционно-издательского комплекса и пресс-службы;

— создание экспериментальной площадки по разработке автоматизированной системы мониторинга, анализа, моделирования, прогнозирования и поддержки управленческих решений по повышению качества и эффективности образовательного процесса;

  1. Методические:

— методическое сопровождение системы «LMS-Школа»;

— внедрение внутренней on-line системы тестирования обучаемых по всем предметам обучения;

— методическое обеспечение эффективного использования технических средств обучения;

— внедрение системы оценивания профессионального образования педагогов;

— разработка критериев оценки и оцифровка показателей качества образовательного процесса.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ УЧИЛИЩА

ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АКТЫ