Словарь ГИА | ПЕРМСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Словарь ГИА

АПЕЛЛЯЦИЯ

Апелляция – это процедура, призванная защитить интересы участника экзамена в случае выявления нарушений процедуры проведения экзамена или несогласия с результатами экзамена, основанной на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого.

Выпускники 9-х классов, участвующие в ГИА в новой форме, вправе подать апелляцию ГИА как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами.

Сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются местным (муниципальным) органом управления образованием и доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), учителей и руководителей общеобразовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала государственной (итоговой) аттестации.

Апелляция о нарушении процедуры проведения ГИА выпускников 9-х классов подается выпускником в письменной форме непосредственно в день проведения экзамена до выхода из ОУ-ППЭ руководителю ОУ-ППЭ.
Выпускник имеет право ознакомиться со своей работой, проверенной экзаменационной комиссией. В случае несогласия с выставленной отметкой следует в 3-дневный срок подать апелляцию по ГИА в письменной форме в территориальную конфликтную комиссию либо руководителю того ОУ, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена.

Участникам ГИА предоставляется право подать в письменной форме апелляцию:

  • о нарушении установленного порядка проведения ГИА по общеобразовательному предмету (подается участником ГИА в день экзамена, не покидая ППЭ);
  • о несогласии с выставленными баллами.

Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ подается в течение 2-х рабочих дней после официального объявления индивидуальных результатов экзамена и ознакомления с ними участника ЕГЭ.

В ГИА выпускников 9-х классов все процедуры апелляции ГИА проводятся по аналогии с ЕГЭ, для чего создаются территориальные конфликтные комиссии. Они обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении государственной (итоговой) аттестации. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели.

Внимание!

  • По результатам рассмотрения апелляции количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
  • Экзаменационная работа перепроверяется полностью.
  • Черновики, использованные на экзамене, в качестве материалов апелляции не рассматриваются.
  • За сам факт подачи апелляции количество баллов не может быть уменьшено.

АТТЕСТАТ

Документ государственного образца о соответствующем уровне общего образования. Выпускникам 9-го класса выдается аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI (XII) классов – аттестат о среднем (полном) общем образовании. В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования. Выпускникам 9-го класса, имеющим годовые, экзаменационные и итоговые отметки «5», выдается аттестат об основном общем образовании особого образца.

БЛАНКИ

Стандартные бумажные листы определенного формата, специально разработанные и утвержденные местным органом управления образованием для оформления участниками ГИА выпускников 9-х классов в новой форме ответов на экзаменационные задания.

БЛАНКИ ЕГЭ

Специальные, утвержденные Рособрнадзором, бланки для оформления ответов на задания ЕГЭ. Существует 4 вида бланков ЕГЭ: бланк регистрации, бланк ответов №1 для заданий с кратким ответом, бланк ответов №2 для заданий с развернутым ответом,дополнительный бланк ответов №2. В бланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы на экзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1 и №2 и, если понадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии с образцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ

Бланк регистрации размером 210 мм × 297 мм печатается на белой бумаге плотностью ~ 80 г/м2. Фон бланка – оранжевый цвет (Pantone 165 CVU).

Бланк является машиночитаемой формой и состоит из трёх частей – верхней, средней и нижней.

В верхней части бланка регистрации расположено специальное поле (после слов «Единый государственный экзамен»), в котором указывается год проведения экзамена (данное поле заполняется типографским способом). Также в верхней части бланка регистрации расположены вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод и его цифровое значение, образец написания символов при заполнении бланка, поля для указания следующей информации:

  • код региона;
  • код образовательной организации, в которой обучается участник ЕГЭ – выпускник текущего года (код образовательной организации, в которой
  • участник ЕГЭ — иные категории лиц, определенные Порядком, получили уведомление о регистрации на ЕГЭ);
  • номер и буква класса (участником ЕГЭ – выпускником прошлых лет/обучающимся СПО не заполняется);
  • код пункта проведения ЕГЭ;
  • номер аудитории в ППЭ;
  • дата проведения ЕГЭ;
  • код предмета;
  • название предмета;
  • поля для служебного использования (поля «Служебная отметка», «Резерв-1»);
  • образец написания символов при заполнении бланка регистрации.

В средней части бланка регистрации указываются следующие сведения об участнике ЕГЭ:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
серия и номер документа, удостоверяющего личность (Приложение 1 «Примерный перечень часто используемых при проведении ЕГЭ документов, удостоверяющих личность»);
пол участника ЕГЭ.

В средней части бланка регистрации также расположены:

  • поля для служебного использования (поля «Резерв-2», «Резерв-3», «Резерв-4»);
  • краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ;
  • поле для подписи участника ЕГЭ.

В нижней части бланка регистрации расположены поля, заполняемые ответственным организатором в аудитории ППЭ в случаях, если участник ЕГЭ удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ или не закончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписи ответственного организатора.

БЛАНК ОТВЕТОВ №1

Бланк ответов № 1 размером 210 мм × 297 мм печатается на белой бумаге плотностью ~ 80 г/м2. Фон бланка – малиновый цвет (Pantone 184 CVU).

Бланк является машиночитаемой формой и состоит из трех частей – верхней, средней и нижней.

В верхней части бланка ответов № 1 расположены:

  • специальное поле (после слов «Единый государственный экзамен»), в котором указывается год проведения экзамена (данное поле заполняется типографским способом);
  • вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;
  • образец написания символов при заполнении бланка.

Поля для указания следующей информации:

  • код региона;
  • код предмета;
  • название предмета;
  • поле для подписи участника ЕГЭ;
  • поле для служебного использования («Резерв-5»).

В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи результатов выполнения заданий с кратким ответом (слово или число). Максимальное количество кратких ответов – 40. Максимальное количество символов в одном ответе – 17.

В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены поля для замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом. Максимальное количество полей для замен ошибочных ответов – 10.

БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Бланк ответов № 2 размером 210 мм × 297 мм печатается на белой бумаге плотностью ~ 80 г/м2. Фон бланка – персиковый цвет (Pantone 164 CVU).

Бланк является двусторонней машиночитаемой формой и состоит из двух частей – верхней и нижней.

В верхней части лицевой стороны бланка ответов № 2 расположены:

  • специальное поле (после слов «Единый государственный экзамен»), в котором указывается год
  • проведения экзамена (данное поле заполняется типографским способом);
  • вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения.

Поля для указания следующей информации:

  • код региона;
  • код предмета;
  • название предмета;
  • поле для записи цифрового значения штрихкода дополнительного бланка ответов № 2;
  • поле для нумерации листов бланков ответов № 2;
  • поле для служебного использования («Резерв-6»).

Поле для ответов на задания с развернутым ответом располагается в нижней части бланка ответов № 2, а также на обратной стороне бланка и разлиновано пунктирными линиями «в клеточку».

В верхней части оборотной стороны бланка расположены два горизонтальных штрихкода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Дополнительный бланк ответов № 2 размером 210 мм × 297 мм печатается на белой бумаге плотностью ~ 80 г/м2. Фон бланка – малиновый цвет (Pantone 165 CVU).

Бланк является двусторонней машиночитаемой формой и состоит из двух частей – верхней и нижней.

В верхней части лицевой стороны дополнительного бланка ответов № 2 расположены: специальное поле (после слов «Единый государственный экзамен»), в котором указывается год проведения экзамена (данное поле заполняется типографским способом); вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения. Поля для указания следующей информации: код региона; код предмета; название предмета; поле для записи цифрового значения штрихкода следующего дополнительного бланка ответов № 2; поле для нумерации листов бланков ответов № 2; поле для служебного использования («Резерв-7»).

Поле для ответов на задания с развернутым ответом располагается в нижней части дополнительного бланка ответов № 2, а также на обратной стороне бланка и разлиновано пунктирными линиями «в клеточку».

В верхней части оборотной стороны бланка расположены два горизонтальных штрихкода.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА

Бланк регистрации устного экзамена размером 210 мм × 297 мм печатается на белой бумаге плотностью ~ 80 г/м2. Фон бланка – малиновый цвет (Pantone 184 CVU).

Бланк является машиночитаемой формой и состоит из трех частей – верхней, средней и нижней.

В верхней части бланка регистрации устного экзамена расположены:

  • специальное поле (после слов «Единый государственный экзамен»), в котором указывается год проведения экзамена (данное поле заполняется типографским способом);
  • вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;
  • образец написания символов при заполнении бланка регистрации устного экзамена.

Поля для указания следующей информации:

  • код региона;
  • код образовательной организации, в которой обучается участник ЕГЭ – выпускник текущего года (код образовательной организации, в которой участник ЕГЭ — выпускник прошлых лет/обучающийся);
  • СПО получил уведомление (пропуск) на ЕГЭ);
  • номер и буква класса (участником ЕГЭ – выпускником прошлых лет/ обучающимся СПО не заполняется);
  • код пункта проведения ЕГЭ;
  • номер аудитории в ППЭ;
  • дата проведения ЕГЭ;
  • код предмета;
  • название предмета;
  • поля для служебного использования (поля «Служебная отметка», «Резерв-1»).

В средней части бланка регистрации устного экзамена указываются следующие сведения об участнике ЕГЭ:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность (Приложение 1);
  • пол участника ЕГЭ.

В средней части бланка регистрации устного экзамена также расположены: поля для служебного использования (поля «Резерв-2», «Резерв-3», «Резерв-4»); краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ; поле для подписи участника ЕГЭ.

В нижней части бланка регистрации устного экзамена расположены поля, заполняемые ответственным организатором в аудитории в случаях, если участник ЕГЭ удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ или не закончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписи ответственного организатора.

ГИА

Государственная (итоговая) аттестация представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками IX (X) и XI (XII) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов проводится в форме единого государственного экзамена, а также в форме государственного выпускного экзамена. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX (X) классов проводится в форме государственного выпускного экзамена, а также в новой форме организации экзаменов с использованием стандартизированных заданий, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

ГИА ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ

Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится для выпускников IX классов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Демонстрационные варианты КИМ предназначены для тренировки будущих участников экзаменов, дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности. Находятся в открытом доступе. Задания, включенные в демонстрационные варианты, никогда не использовались и не будут использованы на экзаменах, но они аналогичным заданиям экзамена.

ДЕМОВЕРСИИ

Демонстрационные варианты КИМ предназначены для тренировки будущих участников экзаменов, дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности. Находятся в открытом доступе.

ЗАДАНИЕ 1

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать верный вариант ответа из нескольких предложенных. Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы без участия экспертов-предметников. КИМы по некоторым предметам ЕГЭ (литературе и математике) не содержат заданий этого типа.

ЗАДАНИЕ 2

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждом из которых необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы без участия экспертов-предметников.

ЗАДАНИЕ 3

Задания этого типа содержат тестовые задания, в каждом из которых необходимо дать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Проверка правильности ответов на эти задания производится специально подготовленными независимыми экспертами-предметниками с использованием четко определенных критериев оценивания. Результаты оценивания экспертов заносятся в компьютер и обрабатываются.

ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата об окончании российской школы.

ИЗМЕРЕНИЕ

Формализованный процесс оценивания (см.), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.

КИМ

Контрольные измерительные материалы – экзаменационные материалы различных видов (тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМы разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Разработкой КИМ занимаются специалисты ФГНУ ФИПИ.

КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ

Конфликтные комиссии, создаваемые в каждом субъекте РФ, призваны обеспечивать объективность оценивания экзаменационных работ и разрешении спорных вопросов, возникающих при проведении ГИА.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ

Лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Деятельность общественных наблюдателей регулируется Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2011 г. №2235 «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования»

ОРГАНИЗАТОР ГИА

Лица, привлеченные к организации и проведению ГИА. Как правило,  это преподаватели образовательного учреждения, в котором проходит экзамен. При назначении организаторов должно быть исключена возможность присутствия на ППЭ в момент проведения экзамена преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика — физика, история — обществознание). В состав организаторов ППЭ не должны включаться преподаватели тех ОУ, выпускники которых сдают ГИА в данном ППЭ.

ПЕРВИЧНЫЙ БАЛЛ

Первичный балл — это предварительный балл, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание оценивается от 1 и более баллов. Первичные баллы переводятся в отметки по пятибалльной шкале. Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер.

ППЭ

Пункт проведения единого государственного экзамена – здание (сооружение), которое используется для проведения ЕГЭ. Территорией ППЭ является площадь внутри здания (сооружения) либо части здания, отведенная для проведения ЕГЭ. Территория ППЭ включает в себя вход, обозначенный стационарным металлоискателем. В случае использования переносных металлоискателей входом в ППЭ является место проведения уполномоченными лицами работ с использованием указанных металлоискателей. Количество и места расположения ППЭ определяется исходя из общей численности участников ЕГЭ, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда. Количество ППЭ должно формироваться с учетом максимально возможного наполнения ППЭ и оптимальной схемы организованного прибытия участников ЕГЭ в ППЭ (время в пути, транспортная доступность и др.).

РЦОИ

РЦОИ – организации, осуществляющая организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействию с федеральной информационной системой, обработки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы.

СПРАВКА ОБ ОБУЧЕНИИ В ОУ

Учащиеся 9-х классов, не допущенные или не прошедшие ГИА, по усмотрению родителей или законных представителей оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении установленного образца. Лицам, получившим справку, через год предоставляется право пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме экстерната. При этом ранее проходившие ГИА сдают экзамены по тем предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ КОМИССИИ

Территориальные экзаменационные комиссии (ТЭК) создаются в каждом субъекте РФ для организации подготовки и проведения ГИА выпускников 9-х классов и соблюдения прав обучающихся при её проведении. ТЭК создаются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования. В состав ТЭК включаются представители ОУО субъекта РФ, муниципальных районов и городских округов, ОУ начального профессионального и среднего профессионального образования, ОУ, методисты методических служб в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.
Для обеспечения объективности при оценке качества знаний выпускников создаются предметные комиссии ТЭК (подкомиссии) по общеобразовательным предметам, которые осуществляют проверку и оценивание работ учащихся. В состав предметных комиссий входят педагогические работники ОУ, методисты, преподаватели ОУ начального и среднего профессионального образования по профилю территориальной предметной комиссии на паритетных началах.

ТЕСТОВЫЕ БАЛЛЫ

Окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов.

ФИПИ

Федеральный институт педагогических измерений – учреждение, отвечающее за организацию разработки контрольных измерительных материалов ГИА. На сайте ФИПИ можно ознакомиться с вариантами заданий на НИА и ЕГЭ.

ФЦТ

Федеральный центр тестирования – учреждение, отвечающее за технологическое обеспечение ГИА, а так же обработку результатов ГИА на федеральном уровне.

ЭКСПЕРТЫ

Специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке и оцениванию заданий с развернутым ответом.