Архив рубрики: Страничка психолога

Ещё раз про адаптацию и не только….

Социально-психологическая адаптация — это приспособление человека к новой обстановке, к взаимоотношениям с новыми людьми, с новым коллективом.

Адаптация в контексте военного образования – это:

1) адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим, так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сдачи экзаменов, количеством задолженностей и т. д.);

2) адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности — готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами — офицерами;

3) адаптация в коллективе, в общении, которая характеризуется социометрическим статусом, позицией в учебной группе, стилем поведения в конфликтной ситуации.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптации:

Объективные (средовые): учебная программа,     жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

Субъективные: биографические особенности — среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в СВУ, состав семьи, последнее учебное заведение, возраст, мотивация обучения в училище, степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении.

Психологические особенности — уровень притязаний и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт.

В период адаптации детям предстоит преодолеть:

  • отсутствие родных людей;
  • смена привычного образа жизни;
  • строгое соблюдение режима дня;
  • ограничение свободы передвижения и действий;
  • новый классный коллектив;
  • новый педагогический состав;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем информации;
  • различный стиль педагогической деятельности и требовательность со стороны учителей к суворовцам;
  • ослабление или ужесточение контроля;
  • возросшие физические нагрузки;
  • низкий уровень развития самоорганизации;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • особенности подросткового возраста.

В период адаптации важно сделать так, чтобы пятиклассник-суворовец постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Воодушевите ребенка рассказывать о своих делах.

Не ограничивайте свой интерес обычными вопросами типа: “Какие оценки сегодня получил? или – Чем сегодня кормили на ужин?».   Ребёнок должен почувствовать, что независимо от сообщаемой вам информации, вы его любите и он вам дорог. В случае неудачи расскажите о том, что вы расстроены, и вам очень неприятно, спросите, как сын себя чувствует, поговорите о возможностях решения проблемы, дайте ребёнку понять, что всё можно исправить и у него всё получится! Ни в коем случае не нужно сводить беседу к претензиям и нравоучениям. В следующий раз ваш сын не захочет с вами разговаривать, ссылаясь на занятость, разряженный телефон и т.п.                               Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, учебных предметах, педагогах, воспитателях.

Регулярно беседуйте с воспитателями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.                                                                                                     Без колебаний побеседуйте с классным руководителем или психологом роты, если вы чувствуете, что не знаете о жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных с жизнью в училище, или о взаимосвязи его учебных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с педагогами вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с педагогом (воспитателем, преподавателем, психологом) выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить  жизнь ребенка. Если между вами и педагогом возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему воспитателю.

Воздержитесь от сообщения информации с горестным для детей содержанием.                                                                                      В жизни бывают ситуации утраты близких людей, любимых животных, ситуации расставания родителей. Если что-то подобное произошло в вашей семье, не торопитесь сообщать Вашему ребёнку. Сначала поделитесь информацией со взрослыми, которые находятся рядом с Вашим сыном (с психологом или воспитателем), а затем будут рассмотрены способы сообщения неприятной новости и взаимодействия с ребёнком в зависимости от его эмоционального состояния.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

Желаю Удачи!

Педагог-психолог Нина Сергеевна Стойко

Отчет по командировке педагогов — психологов с 16-19 апреля 2018 года

Сборы педагогов-психологов довузовских общеобразовательных учреждений МО РФ по обмену опытом работы с суворовцами, нахимовцами и кадетами стоялось на базе ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» с 16 по 18 апреля.

На сборах было проведено анкетирование всех участников, приветственные слова прозвучали от офицеров Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации, начальника МСВУ, начальника научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, начальника управления (психологической службы Вооруженных сил) Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации.

Доклады были представлены по следующим темам: «Профориентация и проконсультирование в контексте профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте», «Психологические особенности современных подростков», «Психологическая безопасность в образовательном пространстве», «Психологическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: системный подход», «Возможности индивидуального психофизического тренинга в процессе профессионально-личностного развития обучающихся», «Раннее выявление актуальных и потенциальных факторов риска суицидального поведения среди несовершеннолетних», «Профилактика употребления психоактивных веществ».

Каждая группа участников сборов разрабатывала и защищала проекты.

Педагоги-психологи участвовали в мастер-классах.
По итогам прохождения сборов педагоги –психологи ПСВУ: Яровкина Юлия Владимировна, Бородина Татьяна Николаевна и Халимова Альбина Наилевна получили Сертификаты о прохождении теоретического и практического обучения по теме «Совершенствование работы педагогов-психологов в нахимовских, суворовских училищах и кадетских корпусах» в объеме 32 учебных часа от Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Традиции гражданского воспитания в современном образовательном пространстве», которая состоялась 19 апреля 2018 года в ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации». Яровкина Юлия Владимировна, руководитель психологической службы ПСВУ выступила с докладом «Восстановительная культура взаимоотношений как условие формирования гражданской идентичности в суворовских военных училищах».