Архив рубрики: Страничка психолога

Подростковый возраст. Что с этим делать?

Памятка для родителей суворовцев

Каждый родитель хочет вырастить из сына настоящего мужчину. Смелого, сильного, успешного, добытчика в семье и опору в старости. На этом пути вас подстерегает немало трудностей. Одна из них – это переходный возраст у мальчиков. Все о нем слышали, я думаю, как об очень сложном и непростом периоде жизни своего ребенка. Но именно он дает возможность относительно быстро – за два-три года – закрепить основы характера будущего мужчины.

В переходном возрасте у мальчиков изменяется гормональный фон, происходит половое созревание, его начинают беспокоить вопросы полового характера. В это время ломается голос, становится более грубым, мужским. Из-за высокого уровня гормонов увеличивается потливость и жирность кожи, появляются угри и прыщи, что обычно очень тяжело воспринимается мальчиками – их как раз начинают интересовать девочки. Вопросы, связанные с внешним видом, становятся очень болезненными, часто страдает самооценка подростков.

В возрасте 14-15 лет начинается интенсивный рост мышечной массы, раздаются вширь плечи, фигура все больше напоминает мужскую. Начинают расти волосы на лице и на других частях тела. Меняется характер, мальчик может становиться неуправляемым, агрессивным или, наоборот, замкнутым. У него появляется свое мнение, которое часто не совпадает с вашим.

Основные психологические проблемы подросткового возраста связаны с тем, что физически дети растут и взрослеют быстрее и раньше, чем психологически и эмоционально. Для этого процесса необходимо время.

Чтобы сложный переходный возраст у вашего сына прошел как можно безболезненно, опытные психологи советуют помнить и делать несколько вещей:

  • Ваш ребенок уже не маленький. Более того, он сейчас чувствует и примеряет на себя, каково это – быть взрослым. Он этого и хочет, и одновременно не может с этим справиться. Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. Старайтесь подключать его к выполнению взрослых обязанностей.

Доверьте ему какое-нибудь ответственное дело. Пусть чувствует себя взрослым. Не важно, что ценность этих действий на самом деле невелика – он учится, для него это очень полезный опыт. Но помните, что ответственность тоже должна быть его. Не оплатил вовремя за Интернет – сиди в оффлайне.

  • Проявляйте искренний интерес ко всему, что важно для подростка. У него меняется система ценностей и интересов. Ему хочется с кем-то поделиться своими новыми увлечениями и умениями. Лучше, если вы будете в этом участвовать. Это создаст и укрепит доверительную атмосферу между вами. Подростку должно стать понятно, что вам не все равно, чем и как он живет.
  • Ослабьте узы контроля. Запретами и наказаниями вы ничего не добьетесь. Не давите на своего ребенка. Молодому мужчине крайне важно жить по своим законам и правилам, которые он сам установил. Выполнять ваши правила, особенно поданные в ультимативной форме, для подростка значит – признаться самому себе в своей не взрослости.
  • Больше используйте поощрения. Старайтесь обсуждать с ним и обосновывать свои просьбы и правила. Но несколько вещей, касающиеся физической безопасности, должны соблюдаться неукоснительно. Вы всегда должны знать, где ваш сын, с кем он и когда собирается быть дома. Этот минимум позволит вам не заглатываться успокаивающим при каждом опоздании из школы или спортивной секции.
  • Мальчику, становящемуся мужчиной, важно почувствовать свою значимость в этом мире. Найти свое место, доказать право на существование по своим законам. Юноша подсознательно пытается стать лучше, чем отец, начинает соперничать с ним во взаимоотношениях с людьми, в спорте. Не нужно доказывать, что вы сильнее, позвольте своему сыну получить этот положительный опыт. Дайте ему почувствовать вкус победы. Так вы вырастите из своего мальчика победителя.
  • Для мам хороший ход – это сделать своей союзницей девушку сына. Для подростка часто свойственно делать все наперекор словам мамы. Ваша просьба надеть шапку, потому что холодно и ветер, может быть воспринята в штыки. Но если это попросит сделать девушка – он сделает это с удовольствием.
  • Не делайте за сына то, что он вполне может делать сам!!! Например, ухаживать за своей одеждой и обувью. Не почистил куртку? Значит, так и пойдет в грязной. Это научит его ответственности за свои вещи и бережному к ним отношению.
  • Обеспечьте сыну дома его собственную территорию. Лучше всего – отдельную комнату. Поощряйте визиты к вам домой его друзей – сын почувствует себя равноправным членом семьи, а вы лучше узнаете, чем и как живет ваш взрослеющий ребенок.
  • Чаще обращайтесь за советом к своему сыну. Какие выбрать обои в его комнату? Что сейчас модно слушать? Какой интересный фильм сегодня можно посмотреть? Все равно он лучше разбирается в современных тенденциях. Все это здорово поднимает его самооценку и укрепляет веру в себя.
  • Четко соблюдайте территориальные границы. Подросток должен быть уверен в безопасности вещей в своем ящике, столе или шкафу. Ни в коем случае не ройтесь в его вещах без разрешения, не подслушивайте телефонные звонки, не читайте записи. Этим вы серьезно нарушите доверительные отношения между вами. А восстановить их будет ох как непросто!

Подготовила психолог 4 роты Лебедева О.В.

Ещё раз про адаптацию и не только….

Социально-психологическая адаптация — это приспособление человека к новой обстановке, к взаимоотношениям с новыми людьми, с новым коллективом.

Адаптация в контексте военного образования – это:

1) адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим, так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сдачи экзаменов, количеством задолженностей и т. д.);

2) адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности — готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами — офицерами;

3) адаптация в коллективе, в общении, которая характеризуется социометрическим статусом, позицией в учебной группе, стилем поведения в конфликтной ситуации.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптации:

Объективные (средовые): учебная программа,     жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

Субъективные: биографические особенности — среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в СВУ, состав семьи, последнее учебное заведение, возраст, мотивация обучения в училище, степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении.

Психологические особенности — уровень притязаний и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт.

В период адаптации детям предстоит преодолеть:

  • отсутствие родных людей;
  • смена привычного образа жизни;
  • строгое соблюдение режима дня;
  • ограничение свободы передвижения и действий;
  • новый классный коллектив;
  • новый педагогический состав;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем информации;
  • различный стиль педагогической деятельности и требовательность со стороны учителей к суворовцам;
  • ослабление или ужесточение контроля;
  • возросшие физические нагрузки;
  • низкий уровень развития самоорганизации;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • особенности подросткового возраста.

В период адаптации важно сделать так, чтобы пятиклассник-суворовец постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Воодушевите ребенка рассказывать о своих делах.

Не ограничивайте свой интерес обычными вопросами типа: “Какие оценки сегодня получил? или – Чем сегодня кормили на ужин?».   Ребёнок должен почувствовать, что независимо от сообщаемой вам информации, вы его любите и он вам дорог. В случае неудачи расскажите о том, что вы расстроены, и вам очень неприятно, спросите, как сын себя чувствует, поговорите о возможностях решения проблемы, дайте ребёнку понять, что всё можно исправить и у него всё получится! Ни в коем случае не нужно сводить беседу к претензиям и нравоучениям. В следующий раз ваш сын не захочет с вами разговаривать, ссылаясь на занятость, разряженный телефон и т.п.                               Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, учебных предметах, педагогах, воспитателях.

Регулярно беседуйте с воспитателями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.                                                                                                     Без колебаний побеседуйте с классным руководителем или психологом роты, если вы чувствуете, что не знаете о жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных с жизнью в училище, или о взаимосвязи его учебных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с педагогами вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с педагогом (воспитателем, преподавателем, психологом) выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить  жизнь ребенка. Если между вами и педагогом возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему воспитателю.

Воздержитесь от сообщения информации с горестным для детей содержанием.                                                                                      В жизни бывают ситуации утраты близких людей, любимых животных, ситуации расставания родителей. Если что-то подобное произошло в вашей семье, не торопитесь сообщать Вашему ребёнку. Сначала поделитесь информацией со взрослыми, которые находятся рядом с Вашим сыном (с психологом или воспитателем), а затем будут рассмотрены способы сообщения неприятной новости и взаимодействия с ребёнком в зависимости от его эмоционального состояния.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

Желаю Удачи!

Педагог-психолог Нина Сергеевна Стойко